Летние праздники: Троица, Петров и Ильин день, Спас

Святая Троица

Этот праздник существует для того, чтобы прославлять Святую Троицу, отдавать дань памяти сошествию на апостолов Святого Духа. Для многих людей этот религиозный праздник является крайне важным.

Немного из истории Святой Троицы

Когда ученики Христа вернулись с Елеонской горы в Иерусалим после вознесения Христова, они принялись читать молитвы с Марией, матерью Христа. А случилось это после Святой Пасхи на пятидесятый день, именно этот день считался сроком окончания жатвы.

С небес раздался сильный шум, поднялся ветер, порывы которого принесли голубя. Этот голубь внезапно превратился в пламя, огненные жгучие языки которого обжигали и щекотали апостолов- учеников, пирующих за столом. Каждого из учеников коснулись языки пламени, исполнив всех Духом Святым. После этого все ученики заговорили на языках, ранее им неизвестных. Гости-иностранцы несказанно удивились, потому что услышали, как каждый из двенадцати апостолов заговорил на их родном языке. Святой Дух подкрепил правоту Христовых апостолов, и с тех пор они смогли проповедовать по всему миру Божье учение о Пресвятой Троице. В том месте, где происходило данное пиршество, возвели христианский храм, один из первых.

Троица на Руси

В этот праздничный день на Руси было принято все дома внутри и снаружи украшать молодыми веточками берез, а в саду и по обочинам улиц расставлялись молоденькие деревца.

Вся православная Русь в этот замечательный день отмечала великий праздник – Троицу. На Святую Троицу полы в церкви и в домах застилались травой, а к обедне люди приносили цветы и приятно пахнущие травы. Изредка из травы мастерился сноп, в центр которого устанавливали тройную свечу. Считалось, что эти травы помогают от различных болезней, поэтому их забирали домой. Свечу же оставляли для умирающих.

На Руси этот благословенный день проходил довольно шумно. Ранним утром выпекался большой каравай и приглашались гости. Все собравшиеся из березовых веточек и цветов делали венки, водили хороводы. В послеобеденное время гуляла молодежь, девушки собирались на гульбище в рощу. В роще расстилали скатерть, ставили свежеиспеченный каравай, украшенный сплетенными венками, начиналось пиршество.

Кроме этого в женский наряд облачали молоденькую березу, всячески украшали ее, а затем с песнопениями носили по всей деревне. Под конец праздника Святой Троицы деревце необходимо было бросить в глубокую реку или же разломать на множество частей и разбросать по полю. В этот праздничный день молоденькие девушки развивали березки, проверяли: засохший венок означал приближающуюся перемену в жизни. Вечером, вернувшись из рощи, молодежь опускала сплетенные венки на водную гладь. Всплывший венок неизменно означал счастье, если венок завертелся на месте – к семейным ссорам и неурядицам. Утонувший венок говорил о большом несчастье. Если же венок остался на месте, то это значит, что наступивший год свадьбу не сулит.

Испеченный на Святую Троицу каравай, а также скатерть, которая стелилась в роще, хранили свою тайну. Этот каравай высушивался, из него впоследствии замешивался свадебный каравай, который должен был принести молодым счастье и бескрайнюю любовь. Скатерть же стелили на смотринах, чтобы приковать суженого к девушке. На Троицу девушки водили хороводы, держа в руках развернутые платки, образующие с соседними круг. Молодые люди в это время выбирали себе невесту по душе.

Духов день

и прошла Святая Троица, а следующий день именуют Духовым днем, тоже праздничным. Считалось: «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло пошло», «Придет Свят Дух, будет на дворе как в раю».

В народе Духов день ассоциируется с существованием русалок. Считалось, что русалки представляют собой души утопленниц, а также детей, которые умерли некрещеными. Бытовало мнение, что в Духов день русалки показываются на поверхности водной глади и устраивают пляски, порой даже появляются на суше. Русалки щекотали людей, завлекали их в воду. Из-за этого суеверия многие не осмеливались купаться в этот мифический день. Так называемая «Русальная неделя» начинается с Духова дня, а завершает ее день «Русалковое заговенье». Потом начинается Петров пост, неделю спустя после Троицы, как раз перед праздником Павла и Петра, святых апостолов, который совершается 12 июля.

Иван Купала, Петров день, Ильин день

Очень давно, когда еще не существовало государственности, отсутствовали официальные праздники, в каждой семье праздновались особенные дни, которые были связаны с работами в полях и языческими богами.

Иван Купала

Довольно известный языческий праздник, незабытый и успешно празднуемый в наши дни народом, является день Ивана Купалы. В этот праздничный день гуляют ведьмы, колдуны и оборотни. Ночью очень хорошо собирать лечебные травы и коренья, которые обладают особенной силой. Праздник Иван Купала отмечается 7 июля.

Этот день также называется Иванов день. Он празднуется многими народами. Иван Купала имеет довольно древнюю историю. Этот праздник отмечается в ночное время суток.

В день Ивана Купала солнце опускается в воду, а при восходе переливается самыми разнообразными цветами. С растениями творятся чудеса.

В самой чаще леса расцветает великолепный алый цветок папоротника. Только тому, кто сумеет завладеть таким цветком, откроются клады и захороненные сокровища. Такой человек научится понимать причудливый язык птиц и животных, станет необычайно сильным и ловким.

В эту чудодейственную ночь все купались в прохладной росе и воде. После этого на берегу разводились кострища, через которые необходимо было прыгать.

Петров день

Петров день, подобно дню Ивана Купалы, тесно связан с символикой солнечного светила. Считалось, что в такой чудесный день солнце переливается разнообразными цветами и оттенками, а также передвигается вверх-вниз по небу.

Петров день отмечается 12 июля. После этого праздника день уменьшается на час, жара увеличивается. Сенокос, который начинался в Петров пост, старались закончить к 21 июля, затем начинали пожинать рожь. Эти дни называются Петровками, они являются самым пиком лета, его маковкой.

На праздничном столе в Петров день обязательно был молодой картофель, посыпанный укропом, молодые огурчики и салаты.

Ильин день

Также мы отмечает праздник Ильин день, который наступает 2 августа. Известно, что Илья-пророк являлся держателем гроз. Почти всегда Ильин день богат грозами и обильными проливными дождями. Народные пословицы гласят: «На Илью зима с летом борются. До обеда лето, после обеда — осень». К этому дню следовало закончить сенокос. Т.к. в древности пред водой преклонялись и почитали, то начиная с Ильина дня было принято заканчивать купальный сезон. Бытовало мнение, что вода в этот день становится более холодной, потому что лось окунул свои рога, а Илья бросил кусочек льда.

Маковый, Яблочный и Ореховый Спас

Маковый или медовый Спас

Этот первый Спас, который еще называют медовым или маковым, празднуют 14 августа. Он представляет собой начало Успенского поста. На Маковый Спас выпекаются булочные изделия с маком, а также блины с добавлением мака и меда. В Маковый Спас провожают лето. Известно из истории, что христианские праздники очень часто тесно переплетаются с языческими. На Маковый Спас память о семи ветхозаветных мучениках Маккавеев затейливо слилась с языческими ритуалами проводов лета. Этот день отмечают как праздник Маккавей. К столу, в этот маковый праздник, принято подавать блюда содержащие мак, который успевает созреть к данному времени.

Первый Спас именуют также Спасом на воде. Именно в Маковый Спас святили новые колодцы, очищали старые. После окончания крестного хода все купались, а также мыли домашний скот. Это должно было смыть все грехи, а тело сделать здоровее.

В славянской кухне съедобный мак выступал одним из наиболее известных и обожаемых продуктов. Его также широко применяли при приготовлении обрядовых блюд западных и восточных славян.

Яблочный Спас

Второй Спас празднуют 19 августа. Он именуется Яблочным Спасом, а также Спасом на горе. Именно, начиная с 19 августа, разрешается отведать первый урожай яблок. Яблочный Спас является неотъемлемой частью Успенского поста. Ни одно семейное торжество, особенно если оно проходит на даче, не обойдется без свежеиспеченного пирога с молодыми яблоками.

Ореховый Спас

Успение Пресвятой Богородицы отмечается 29 августа на Ореховый, Хлебный Спас, который также именуют Спасом на полотне. Считалось, что начиная с Орехового Спаса можно начинать собирать орехи.

Таким образом, все эти праздники – Маковый, Яблочный и Ореховый Спас – являются связующими звеньями Успенского поста.

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх